Практическое руководство для подготовки новых проектов и оптимизации
Запросить консультацию

Гид по закупкам металлической упаковки

  • Список поставщиков и контакты

    Зайдите в телеграм канал Поставщики упаковки https://t.me/packsuppliers и в закрепленном сообщении загрузите бота. 

     

  • Почему жесть?

    Жесть (tinplate) относится к традиционным упаковочным материалам. С одной стороны, это прочный материал, устойчивый к внешним воздействиям, относящийся к группе (rigid packaging). С другой стороны жесть легко поддаётся промышленной обработке, позволяя формировать не только нестандартные ёмкости, но и наносить уникальное декорирование на упаковку. Оформление с помощью чешуек рыбьего хвоста, эмбоссинга в виде впадинок или капель росы – возможности для творчества зависят только от пожелания заказчиков.

    Есть мнение, что алюминиевая упаковка более премиальна, а жестяная не предназначена для премиум продуктов, и сегодня её удел – недорогие консервы. Но как уже было упомянуто, всё зависит от идеи оформления и коммуникации ассоциаций. Например, виски, шампанское или сигариллы безусловно рассматриваются как часть сегмента товаров роскоши, но в Duty free Вы найдёте эти товары скорее в жестяной упаковке. Тренды на здоровый образ жизни и законодательство, направленное против рекламы, привели к переменам в поведении потребителей и продвижении таких товаров. Сегодня люди употребляют меньше, но процесс стал рассматриваться в качестве более аристократичной привычки. Эта тенденция требует особой упаковки, подчеркивающей уникальность и премиальный характер продуктов. Как следствие, все больше внимания уделяется уникальным характеристикам дизайна, форме и полезности.
    Жестяную упаковку можно смело назвать и подарочной и рождественской.

    Самое значимое преимущество жести – это проверенная практичность. Всё то, что хранится в металлической упаковке будет надёжно и безопасно храниться там в течение долгого времени, будь то консервы, пряности или даже документы.
    Примеры тары и упаковки, где применяется жесть:
    • Консервные банки;
    • Упаковка для эксклюзивных табачных изделий;
    • Контейнеры для лакокрасочных материалов;
    • Тара для нефтехимических продуктов;
    • Контейнеры для товаров бытовой химии;
    • Крышки для стеклянных банок и бутылок;
    • Аэрозольные баллоны;
    • Контейнеры для кондитерских изделий;
    • Банки для чая, растворимого и молотого кофе;
    • Контейнеры для косметики;
    • Вода для экипажей судов;
    • Банки для воздуха (сувенирного), а также дождя или тумана.

    Преимущества жестяной упаковки:
    • Остаётся первым и главным преимуществом - тара из жести легко выдерживает высокотемпературную стерилизацию продукта;
    • Барьерные свойства - в отличие от пластика или бумаги, жесть на 100% воздухо (запахо) и водонепроницаема;
    • Обладает высокими показателями прочности, особенно на сдавливание, не поддаётся серьёзной деформации, переносит тяжелую транспортировку и перевалку без нарушения герметичности;
    • Уверенно обеспечивает защиту от негативного влияния внешней среды, проявляющегося в активности микроорганизмов, воздействии влаги, кислорода и других факторов;
    • Легкость жестяной упаковки (относительно стекла) сокращает затраты на перевозку;
    • Жестяная тара дешевле аналогов из цветных металлов, даже несмотря на применение при её лужении олова. Более же дешёвые аналоги из чёрной жести обладают худшими показателями. Тара из белой жести – это как раз золотая середина с отличным соотношением цена-качество;
    • Белая жесть – это идеальный материал для нанесения на банку графических изображений, которые делают консервную упаковку не только практичной, но и инструментом маркетинга, а декоративный эффект просто усилить за счёт тактильных ощущений и жесть здесь подходит лучше всего;
    • Жесть комбинируют с другими материалами и, например, аэрозольные баллоны переживают свой ренессанс из-за современных форм колпачков;
    • Во время кризисов и снижения жизненного уровня населения многие переходят со свежих продуктов на консервированные и делают запасы;

    Жестяная упаковка - далее и недостатки
    Здесь может быть ссылка на ваше изделие

  • БЕЛАЯ или лужёная ЖЕСТЬ
    БЕЛАЯ ЖЕСТЬ – это тонколистовая (0,1— 0,5 мм) холоднокатаная сталь с двухсторонним оловянным покрытием. Вот уже более сотни лет из-за уникального сочетания свойств (прочности, удобства формовки, литографирования и безопасности для здоровья) она остается основным материалом для изготовления металлических банок для консервирования и различных крышек – до 80% от общего объема потребления. Хромированная жесть (ECCS) применяется для других изделий.

    Олово устойчиво к перепаду и воздействию температур, органических кислот, очень медленно растворяется в разбавленных минеральных кислотах и растворах щелочей и не образует токсичных соединений с пищевыми продуктами. Поэтому белую жесть, обладающую стойкостью к растворителям (органическим в первую очередь) также удобно использовать для химически активных соединений (лаки, краски, растворители и т.п.). Жесть без защитного покрытия из олова называется нелужёной, или чёрной.

    По способу нанесения защитного слоя подразделяется на горячелужёную жесть (со слоем оловянного покрытия толщиной 1,6-2,5 мкм) и жесть электролитического лужения консервная (ЭЖК), лужёная методом электролитического осаждения (со слоем олова толщиной 0,34-1,56 мкм).
    При нанесении электролитического покрытия хрома или оксидов хрома получается жесть ECCS (по европейской классификации). Такая жесть требует обязательного высококачественного лакирования. В России хромированная лакированная жесть выпускается под маркой ХЛЖК.

    С развитием технологий одним из основных требований заказчиков к сортаментам производимой жести являлось снижение толщины стальной основы и массы оловянного покрытия. Это снижает как затраты на единицу площади кроя, так и дальнейшие расходы по всей цепочке - облегчает переработку, транспортировку и складирование, вплоть до конечной упакованной продукции. Так, снижение толщины жести на 0,01 мм означает увеличение «выхода годного с тонны», т.е. площади и соответственно количества выпущенных изделий приблизительно на 4-5 %. Но прокатчикам это часто не выгодно, т.к. снижение толщины не ведёт к увеличению продаж в тоннах, трудно обеспечивать стабильное качество, а претензии по разнотолщинности приходят гораздо чаще. Есть информация, что в 2010 году в ОАО «ММК» жести толщинами 0,16-0,20 мм прокатано 56,6 % от всего объема ее производства. Средневзвешенный профиль жести составил тогда 0,208 мм.
    БЕЛАЯ или лужёная ЖЕСТЬ - далее
    Здесь может быть ссылка на ваше изделие
  • Литографированная жесть (с изображением)
    За исключением случаев, когда банки формируют методом глубокой вытяжки, практически всё лакирование и декорирование белой жести происходит на листах до того, как их пускают в дальнейшую переработку. Материал для кронен пробок готовят аналогичным способом.
    Литография (нанесение изображения непосредственно на жестяной лист) обеспечивает упаковке гораздо более привлекательный вид и позволяет отказаться от операции по нанесению этикетки = устранить риски разрывов и остановки линии, риски намокания или повреждения бумажной этикетки. Кроме того, банка с печатью – это хорошая защита от подделки. Применение литографированной жести при производстве банок позволяет решать любые задачи по дизайну металлической упаковки.

    Поверхность белой жести прекрасно подходит для печати и в этом отношении в чём-то превосходит даже качественную бумагу. Однако имеются некоторые фундаментальные различия между печатью на жести и печатью на бумаге. В первую очередь, жесть не абсорбирует ни краски, ни лаки, они остаются на поверхности и должны быть высушены с применением UF-излучения. Во-вторых, металл имеет жёсткую негибкую поверхность по сравнению с поверхностью бумаги, так что прямой контакт между печатной плитой и жестью практически невозможен. В-третьих, со спектральной точки зрения, жесть можно рассматривать как чёрный материал: это значит, что для того, чтобы получить репродукцию, аналогичную достигаемой на белой бумаге, требуется создать на поверхности металла белый фон в качестве подложки для дальнейшего нанесения изображения. Однако для специальных декоративных эффектов можно использовать и исходную залакированную поверхность жести. Другие важные факторы, которые следует иметь в виду, это адгезия и пластичность покрытия. Если жесть при последующей обработке приобретает различные формы (например, становится консервной банкой), то покрытия должны оставаться плотно сцепленными с поверхностью жести и неповреждёнными даже после серьёзных деформаций поверхности. Процесс декорирования жести состоит из двух операций: сначала с помощью роликов наносится лаковое покрытие, а затем специальными красками уже рисунок и текст. На жести можно получить широкое разнообразие цветовых эффектов, сочетая прозрачные и непрозрачные краски, а современные полиграфические технологии позволяют воспроизводить мельчайшие детали на высокоскоростных печатных линиях.
    Литографированная жесть - недостатки

    Здесь может быть ссылка на ваш продукт
  • Сложности и особенности развития рынка жестяной упаковки
    Жесть в понимании многих является традиционной упаковкой, которая привычна в повседневном использовании и «просто работает», но для заказчиков эта категория упаковки не была простой.
    С учётом проблем экономики в 90-х и того, что эта категория упаковки уже была достаточно широко представлена в стране, сегмент жестетары не получил такой динамики развития в связи с ростом современных каналов продаж (ритейла) в конце 90-х и начале 2000-х, как получили другие виды упаковочных материалов, которые сегодня называют современными.
    Данный сегмент рынка упаковки долго оставался «заложником» исторически сложившихся реалий, и никто не ждал от него инноваций.
    Несмотря на всё большее использование более удобных в производстве цельных банок, сборные банки продолжают активно применяться в консервных отраслях пищевой индустрии. В отличие от европейских стран, где используется исключительно жестяная банка со сварным швом, в России до 30% консервов в зависимости от региона по-прежнему фасуется в паяную. Между тем в Европе и США запрет на ее использование ввели еще в конце 1990-х, так как в процессе хранения продукта возникает опасность проникновения в консервы свинца из припоя. Масштабное производство современных жестяных банок в РФ началось только в 2002 году в Калининградской области.

    Медленное внедрение современной жестяной упаковки обусловлено комплексом сдерживающих факторов:
    Например, исторически, сборную паяную банку самостоятельно изготавливали многие производители сгущённого молока и мясных консервов, которые еще с советских времен имеют собственные линии для производства жестяной паяной упаковки и из экономии или в силу привычки не видели необходимости в переходе на улучшенную жестяную упаковку. Также ее делали небольшие ЧП по изготовлению металлической упаковки с объемом производства порядка 100–300 тыс. банок в месяц. Они удовлетворяли потребности малых региональных мясоперерабатывающих комбинатов и цехов. Технология производства банки для молочной продукции наиболее простая, т.к. в связи с низкой кислотностью банки не нужно дополнительно лакировать.
    Другой фактор — это то, что значительная часть консервированной продукции выпускалась под госзаказ для нужд Госрезерва, Минобороны, ГУИН и тп. А если только минимальная цена и соответствие ГОСТу является основным фактором для победы на тендере, никто не будет вкладываться в инновации.

    Постепенно систематические поломки старого оборудования, его низкая производительность и нестабильное качество старых видов жестебанок подтолкнуло игроков рынка к переходу на новые технологии и заказу банок на стороне. Появились новые продукты питания высоких ценовых категорий, для которых потребовалась жестяная тара повышенного качества. Транснациональные компании, имеющие собственные заводы в России (СECAB, Bonduelle) используют современные банки, и борьба на полке в супермаркете потребовала от отечественных производителей консервов представлять продукцию по-новому, чтобы совсем не проиграть конкурентную борьбу за покупателя.
    Но время для плавного развития сегмента было потеряно, и лидирующие производители жестяной банки уже предпочитали работать с крупными клиентами (заказ от миллиона шт.) При отказе от паяной банки в сезон сразу же возникал острый дефицит и для мелких заказчиков не было надёжного источника поставок. Развивались импортные схемы поставки упаковочных материалов и не только из-за дефицита, в том числе потому, что отечественные производители имели оснастку только для самых популярных форматов (диаметров) банок. Эти проблемы коснулись и крупных заказчиков, например, появившийся и ставший популярным бренд детского питания «Агуша» (мясное пюре) упаковывался на 100% в импортную банку из-за комплекса всех перечисленных причин.

    С подачи российских производителей алюминиевой тары значительно увеличились пошлины на импортную тару из алюминия и жести, что привело к снижению зарубежных поставок, но при этом мощностей российских производителей не хватало для обеспечения потребностей внутреннего рынка.

    Новые, современные производства стали появляться в центральных регионах, но возить пустую жестяную упаковку с них в удалённые регионы было затратно, что тоже не способствовало переходу на современные типы банок.

    Тем не менее, по данным исследовательской компании Abercade, за период с 2002 по 2007 год производство жестяной банки для консервной промышленности в РФ выросло на 43%, и во многом именно за счет появления современных производственных мощностей. При этом Российский рынок промышленного консервирования остаётся слаборазвитым по сравнению со многими странами и в объёмном выражении.

    Другой сложностью является наличие металла для современных технологий производства банок.
    Отечественные производители принялись полностью менять конструкцию оборудования, применяемого для производства жестяной упаковки, но для обработки потребовался тонколистовой металл усовершенствованных марок. А отечественные прокатчики испытывали сложности в обеспечении как самих объёмов, так и нужного качества (нестабильная толщина, недостаточная жёсткость и др.), поэтому материал для инновационной продукции импортировался от лидера Rasselstein GmbH (Германия) и других стран.

    Сложности развития рынка - далее и дополнить

    Здесь может быть ссылка на ваше изделие
  • Аналитические материалы про жесть

                                                                                                                             cial.it/wp-content/uploads/2021/05/GROUPAGE-TOTALE.jpg

На сектор ТНП приходится 20% всего мирового потребления алюминия, что составляет примерно 16 млн тонн (на 2015 год). Ожидался прирост на 0,8 млн. тонн в год. В США доля потребительского сегмента достигает 30%, а в странах Центральной и Южной Америки превышает 40%, прежде всего за счет широкого распространения потребительской упаковки из алюминия.
 
В Европе лидером является Италия, где алюминиевая отрасль четко структурирована, что позволяет стране занимать лидирующее положение в Европе и мире с точки зрения производства и потребления. В частности, потребление алюминия на душу населения в стране составляет 30 кг на человека, что выше среднеевропейского показателя 20 кг.
Отправить заявку